Что такое клиповое, критическое и системное мышление

Что такое клиповое, критическое и системное мышление

Что такое клиповое, критическое и системное мышление? Что на самом деле является нормой для человека? На эти и некоторые другие вопросы пытается дать ответ данная статья. С развитием медиапространства, и в особенности с появлением Интернета, общество оказалось в совершенно новой для него информационной среде. Необходимость воспринимать и анализировать большие потоки информации поднимает вопросы о том, как должно работать мышление человека в современных реалиях. Мы каждую неделю просматриваем столько новостей, видеороликов и статей, сколько наши бабушки и дедушки вряд ли встречали за год. Как следствие – нашему мозгу необходимо фильтровать, анализировать и оценивать гораздо более значительные объёмы информации, чем когда-​либо раньше в известной истории человечества. Некоторые люди самоустраняются от процесса фильтрации и анализа, предпочитая воспринимать потоковую информацию просто как развлечение, – они просматривают бесчисленное количество фильмов, сериалов, постоянно зависают в соцсетях, бездумно кликают по ссылкам в Интернете, воспринимая информацию преимущественно через призму вызываемых ею эмоций – с позиции «нравится/не нравится». Такие люди просто не понимают, что информация – это такая же пища (только для мозга), употребление и качество которой обязательно отражается на психике человека. А значит, необходимо оценивать не только её «вкус», но и содержание. Питание гамбургерами, чипсами и прочим фастфудом быстро нарушает работу системы пищеварения и многих других жизненно важных систем человеческого организма, делая его слабым и больным. Точно такая же ситуация возникает и с деструктивной, хаотичной или отупляющей информацией – её некритичное (нефильтруемое) восприятие наполняет мозг человека в лучшем случае бесполезным, а чаще - крайне вредным информационным мусором. Вполне закономерно, что такой человек рано или поздно начинает страдать: в жизнь и мысли приходит хаос, возникает неадекватное поведение, начинаются депрессии, рушатся планы на жизнь. А чего ещё ждать от психики, отравленной токсичной информацией? Но что значит воспринимать информацию критически, и как избежать этого самого отравления вредной информацией? Здесь нам на помощь приходит критическое мышление.

Критическое мышление

Критическое мышление, или по-​другому «осознанное восприятие информации», – это алгоритм обработки новой информации, который содержит три пункта: 1. Знание, что любая информация влияет на человека. Этот тезис легко запомнить, если держать в голове аналогию с обычным приёмом пищи. Ведь никакая еда не проходит для тела бесследно – она всегда каким-​либо образом перерабатывается и усваивается в организме, делая его сильнее или слабее. Так же происходит и с информацией. 2. Умение выявлять явные (оглашаемые) и скрытые (неоглашаемые) цели и смыслы распространяемой информации. Как мы отличаем вредные продукты от полезных? Прежде всего, мы понимаем, что красивая этикетка или яркая упаковка товара отнюдь не гарантируют того, что он принесёт нам пользу. Поэтому мы изучаем состав продукта – стараемся избегать всевозможной химии, усилителей вкуса, ГМО и так далее. Также мы оцениваем воздействие конкретного питания на свой организм: ведь одному человеку необходимо есть больше мяса, другому – овощей, третьему, напимер, надо регулярно пить молоко. Аналогичных принципов следует придерживаться и при оценке медиа-​контента.
  • Обилие пошлости, насилия, слэнга, мата, глупого юмора, резкая и частая смена различных кадров с разной яркостью, яркие цвета, частые вспышки, мерцание картинки – явные признаки того, что этот «продукт» отравлен психологическими и психотропными элементами воздействия на подсознание, и его надо убрать из своего рациона, даже если его завернули в привлекательную обёртку и активно рекламируют в прессе.
  • Также следует обратить внимание на то, кто создал данный контент (фильм, мультфильм, передачу, песню, статью) и с какими целями. Соответствуют ли оглашаемые цели автора реально достигаемому результату? Какие есть побочные эффекты? Не является ли данная новость фейком? Или может быть перед нами «троянский конь», привлекательный снаружи и ядовитый внутри?
  • Затем мы должны выявить смыслы, которые до нас доносит автор или творец, а потом оценить их – и это уже третий шаг того алгоритма, который лежит в основе критического мышления.
3. Оценка выявленных целей и смыслов с позиции «хорошо/плохо», «вредно/полезно», «достоверно/ложно» и так далее. Когда мы проанализировали контент – самое время дать ему свою оценку, образно говоря, поставить на него «штамп» с результатами вашей проверки. Штампы могут быть самые разные: «достоверно», «ложно», «полезно», «вредно», «учит хорошему», «учит плохому», «сомнительно», «требует дополнительного изучения», «опасно» и так далее. То есть вы должны охарактеризовать поступившие к вам сведения, чтобы они заняли полагающееся им место у вас в голове. При таком подходе никакая информация не будет попадать к вам в ваше личное хранилище информации случайно и бесконтрольно – каждый информационный блок будет проанализирован, помечен и отправлен по адресу. Что-​то сразу уйдёт в мусор, что-​то – «на карантин» (на дополнительную проверку), а что-​то займёт достойное место в вашей персональной сокровищнице полезных и ценных знаний.

Системное мышление

Однако одного критического мышления для полноценной жизни сегодня уже недостаточно. Человеку необходимо заниматься формированием своего системного мышления. И если первое достигается относительно легко – надо лишь научить свой мозг правильному алгоритму обработки поступающей информации, то вот формирование системного мышления чаще всего требует более длительных усилий. Более того, начинать формирование системного мышления желательно ещё до школы, а затем в школе. Системное мышление – это такое мышление, которое опирается на мозаичное (структурированное) мировоззрение, в котором вся информация упорядочена, взаимосвязана и дополняет друг друга, формируя целостную и непротиворечивую картину мира. Каждый из нас со дня своего рождения постоянно познаёт мир, накапливая свой личный багаж знаний и представлений обо всём вокруг. Всё, что мы когда-​либо увидели, прочитали, посмотрели, узнали, навсегда сохраняется в нашем подсознании. И очень хорошо, если к моменту взросления человек обладает целостной и достаточно подробной мировоззренческой картиной, дающей ему ответы на все базовые вопросы: «как устроен мир», «что такое человек», «как управлять собой», «зачем я живу» и другие. Однако, в современных реалиях большинство подростков, к сожалению, входят во взрослую жизнь, не обладая необходимым багажом знаний. Причина в том, что их мировоззрение зачастую содержит большое количество противоречивой, откровенно ложной и совершенно неупорядоченной (не связанной) информации. А во многих важных областях знания у них вообще нет даже минимальных знаний. Эта ситуация является отражением проблем в существующей в настоящее время системе образования и в целом в культуре общества, которая пронизывает все сферы и задаёт свои рамки поведения и мировосприятия, во многом через медиапространство. В этих условиях именно критическое мышление может позволить человеку начать осознанно формировать свою целостную картину мира. И по мере того, как калейдоскоп и хаос в голове будет постепенно заменяться стройной структурой, у него начнет формироваться системное мышление. Обычно этот процесс занимает довольно длительное время, потому что необходимо с одной стороны оценить и пересмотреть всё накопленное за годы юности, а с другой – найти ответы на множество волнующих вопросов. И так как речь идёт не о простом заучивании некой готовой и кем-​то уже собранной для тебя информации (к чему все привыкают в школе), а о процессе самостоятельного поиска, анализа, усвоения и проверки на практике всевозможных знаний, то здесь не следует ждать быстрых результатов. Тем не менее, критическое и системное мышление – являются объективными требованиями современного быстро меняющегося мира. Если вы хотите понимать, что происходит вокруг, ести себя адекватно новым обстоятельствам, быть хозяином своей жизни, а не плыть как щепка в мутном потоке, то необходимо уделять особое внимание вопросу формирования у себя критического и системного мышления.

Клиповое мышление

В этих условиях особую тревогу вызывает активное распространение в обществе клипового мышления, которое характеризуется быстрым и бездумным потреблением информации, представленной преимущественно короткими и несвязанными между собой блоками – то есть «клипами». Клиповое мышление - следствие клипового восприятия клиповой информации. Тавталогия? Отнюдь! Дело в том, что причиной клипового мышления является в первую очередь клиповая информация - произвольная информация, подаваемая короткими несвязными обрывками.  Основная угроза формирования клипового мышления сегодня исходит из медиасреды, которая постоянно атакует сознание человека всевозможным инфомусором. Особенно активны в этом телевидение, рекламная индустрия, многие производители мультфильмов, фильмов, музыкальных клипов, творцы в сфере юмористического контента. «Клиповое мышление» по своей сути является противоположностью системному и критическому мышлению, и оно формирует у человека хаотичную калейдоскопическую картину мира, в которой нет или нарушены причинно-​следственные связи. Людям с таким мировоззрением сложно строить долгосрочные планы и работать на их достижение, потому что в голове у них царит хаос. А учитывая их постоянную подключённость к крупным информационным потокам, они становятся легко-​манипулируемой массой ("стадом", как ни печально произносить это слово). Клиповое мышление - так же обрывочно, хаотично и бессвязно, как и клиповая информация, которая его формирует через клиповое восприятие: когда человек ни на чем не может удержать внимание в течение достаточного времени, когда мысли путаются и рвутся. Всё это вызывает диссонанс в психике и состояние постоянного дискомфорта, заглушаемое только лишь с помощию сильного психотропного воздействия: "ударный" (по психике) контент (боевики, ужастики, экшн-фильмы), химические или физиологические стимуляторы. Сейчас дошло уже до того, что уже созданы и активно продвигаются социальные сети, нацеленные на вовлечение детей и формирование у них с детства клипового мышления – в частности, это такие ресурсы как «Тик Ток» и «Лайк». Их отличительная особенность – обязательное сокращение объёма видеоролика до 15 секунд, что приводит к быстрой смене тематики потребляемого контента, его ориентированности только на эмоции и, как следствие, поверхностности. Средний пользователь этих соцсетей просматривает 50-100 сюжетов в час, большинство из которых посвящены абсолютно разным темам. Но поверхностность восприятия таких материалов, к сожалению, не означает их невосприятия. Весь этот информационный мусор, несмотря на свою краткость и кажущуюся поверхностность восприятия, прочно оседает в мозгу, создавая там паутину из бессмысленных, хаотичных, ядовитых осколков информации. Этим соцсетям вовсю подыгрывают и другие крупные площадки, такие как, например, «ВКонтакте», где недавно появился аналогичный раздел «Клипы». Кроме того, во многих соцсетях вводятся алгоритмы, поощряющие создание краткого текстового контента, который получает явное преимущество при распространении по сравнению с полноценными статьями. В результате интернет-​ресурсов (а значит и аудиторий), на которых можно было бы вести осмысленную и серьёзную дискуссию по актуальным темам, сегодня критически не хватает. Противостоять этим негативным тенденциям на уровне отдельного индивидуума можно лишь волевым и осознанным формированием своих информационных потоков, что подразумевает, в том числе отказ или целенаправленное противодействие той информации, которая негативно влияет на психику. На уровне общества необходимо вести разъяснительную работу о разнице клипового, критического и системного мышления; выявлять факторы, способствующие их развитию; участвовать в формировании благоприятной информационной среды для детей. Начинать этот процесс следует, в самом раннем возрасте, ещё до школы, потому что именно в этот период закладыаются основы и принципы восприятия окружающего мира, обработки и фильтрации поступающей информации. Оригинал статьи: https://whatisgood.ru/theory/analytics/sistemnoe-myishlenie/ Поделиться: 
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать rubasic.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Понятно