Идея о том, что государство может быть заинтересовано в снижении качества образования не является новой. Об этом в Госдуме во всеуслышание заявил Владимир Жириновский: «… надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности. Если мы раскрутим образование, вы сами себя обречете на уничтожение. Об этом подумайте». Тем не менее, в «теорию заговора» поверить всегда труднее, чем в простую человеческую глупость. В данной статье я предлагаю проверить правдоподобность гипотезы управляемого снижения качества образования при помощи методики, придуманной братьями Стругацкими.
Лирически-методологическое предисловие
Когда-то меня до глубины души тронула книга братьев Стругацких «Волны гасят ветер». На описанной в книге Земле будущего было такая профессия – прогрессор. Прогрессоры внедрялись в другие менее развитые, чем Земля цивилизации и исподволь направляли общество к прогрессу в нужном направлении. И вот однажды некого прогрессора пронзила мысль: а что если на Земле тоже действуют законспирированные прогресоры более высокоразвитых цивилизаций? Надо их обнаружить! Но как? Автор идеи предложил трех-шаговую методику выявления инопланетных прогрессоров. Во-первых, предположим и допустим, что они действительно существуют. Во-вторых, зная их цели, попробуем спрогнозировать, что они должны делать (что бы мы делали на их месте). В-третьих, будем искать совпадения между нашим прогнозом и реальными событиями на Земле. А далее в книге описывается история применения этой методики, благодаря которой шайка законспирированных прогрессоров была вскрыта и обезврежена.
Предлагаю воспользоваться методологией Стругацких применительно к системе образования. Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования. Подумаем, что для этого надо было бы сделать и будем искать совпадения в реальной жизни. В данном случае я выступлю в роли гипотетического регрессора и разработаю краткую диверсионную план-программу развала системы образования. А Вы, уважаемые читатели, сами ищите совпадения в реальной жизни и делайте выводы.
Итак, моя программа разрушения системы образования (на примере высшего образования) получилась из 7 пунктов.
1. Снижение творческой мотивации педагогов
Общая идея. Как учил товарищ Сталин, «кадры решают всё». Проблемы в том, что педагоги высшей школы – кадры ещё те. В своей массе в ВУЗах работают самомотивированные личности, которые делают свое дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому что им это интересно и потому, что они считают, что это важно и нужно. Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих гвоздей людей? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Обостренно чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает свое чёрное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.
Конкретные действия. Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата (доход). Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему. При этом очень важно довести ситуация именно до абсурда — чтобы профессора/доктора получали меньше уборщицы. Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в состояние аффекта. Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные и унизительные дефициты: бумаги, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить ВУЗ-придурку.
2. Подрыв авторитета педагогов
Общая идея. Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность близкую к нулевой.
Конкретные действия. Смотри пункт 1.
3. Бюрократизация учебного процесса
Общая идея. Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мыcли, он должен быть постоянно занят; не важно чем, главное – занят. Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.
Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и с-сегодня-на-завтра.
4. Либерализация учебного процесса
Общая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивления. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Давайте вспомним старые фильмы с Брюсом Ли и Ван Даммом или учителя «Белый лотос» из кинофильма-гротеска «Убить Билла 2». Помните, как там учителя учили своих учеников? Результата был – ого-го! Для снижения качества образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс. Человек — существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из под контроля школы и родителей и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы.
Конкретные действия. Свободное (пусть не de jure, но de facto) посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдач экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от явления отчисления) студентов. Побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.
5. Разрушение интеллектуальной атмосферы
Общая идея. В ВУЗе лекции и семинары – это не главное. Главное – это создание образовательного поля. Именно поэтому западные ВУЗ охотятся за нобелевскими лауреатами и известными учеными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия. Почему учёные любят ездить на конференции и симпозиумы (на которых, по правде говоря, больше «тусуются» и «выпивают», чем обсуждают научные проблемы)? Да потому, что они там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи. Однако это интеллектуальное поле легко разрушается под действием низкоуровневых вибрация? Достаточно ввести в это поле десяток идиотов и пиши «пропало» – поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать своё поле идиотства, в котором люди глупеют.
Конкретные действия. Необходимо устранить заслоны, препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:
— лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно,
— сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фейс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы),
— снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).
Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами оплачивать свое обучение, количество преподавателей не увеличивать, увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализации пунктов 1 и 3 программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на одного педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.
6. Подбор руководящих кадров
Общая идея. На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям. При правильном подборе и расстановке кадров скорый развал системы гарантирован.
Конкретные действия. Кого следует назначать на высшие руководящие должности в системе образования? Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде своих коллег. Во-вторых, «крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений; в этом случае они будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему покровителю и будут идеально повиноваться и хранить тайну.
Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются следующие психологические типы: тупые, амбициозные, гиперактивные, агрессивные, трусливые, соглашатели, алчные.
7. Маскировка
Общая идея. Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман – тем легче в него поверят. Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), внаглую и по-крупному.
Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затеивать бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять баклавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.
Замечания к программе
Данная программа рассчитана на 5-10 лет. После этого срока начинают действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.). После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающийся характер.
Вот, собственно, и всё. Как видите – ничего сложного.
Январь 2013, г. Минск © Сандаков Д.Б.
И не надо рассказывать, что дети "стали умнее", "быстрее думают", "быстрее обрабатывают информацию"! Это - неправда.
Эту чушь вливают в уши всем желающим репетиторы, преподаватели и менеджеры платных школ, короче все, кто хочет продать родителям платные образовательные услуги для их детей. Потому что на самом деле они продают им не образование (знания) ребёнка, а их восторги по поводу якобы полученных ребёнком знаний. Именно за свою радость от того, какой у них "умный и продвинутый" ребенок и сколько он всего "знает" - и платятся деньги.
А теперь о главном (вернее, о страшном)
Но и это - ещё не всё! Ведь развал (уничтожение) системы образования - это не самоцель. Какова же конечная цель? Да и вообще, зачем государству самому разваливать (читай - уничтожать) свою собственную систему образования?
В голову приходит сразу несколько вариантов:
- капиталистической России не нужна советская - социалистическая система образования, потому что хорошо образованные в своей массе люди представляют реальную угрозу для капиталистического государства.
- находящейся под контролем победившего в холодной войне запада России не нужны образованные люди - потенциальные враги метрополии.
- бюрократической России не нужны думающие люди - нужны болваны-потребители.
Но ведь сама по себе Россия пострадает от этого - не будет достаточного количества специалистов: инженеров, ученых, высококвалифицированных рабочих... Государство в итоге просто погибнет... Однако, тут, вероятно, срабатывает старая "добрая" сказочка: это случится не завтра, на наш век хватит... Другого объяснения происходящему - просто нет.
В итоге Россия - обречена на постепенное уничтожение изнутри. За 30 лет руководство страны так или иначе сделало всё, чтобы это произошло. Уничтожено образование. Уничтожена объединяющая, патриотическая государственная идеология, отстутсвует государственная прораганда, уничтожено воспитание населения с детского возраста. Мы имеем сейчас услиение мелкокапиталистической собственнической психологии у подавляющего большинства населения. А это - тупость, наглость, чванство, высокомерие, наплевательство на окружающих, тотальный эгоизм - вот основные черты современных жителей России. В нынешнюю эпоху информационной войны и тотально фабрикуемой "реальности" такие люди наиболее уязвимы для любых внешних информационных воздействий. Они легко управляемы, потому что внутренняя опора у них отсутствует. И... эти люди предадут и продадут всё - ради личного благополучия, ради собственных корыстных интересов. Прошло всего 30 лет и - при такой умелой обработке - от нормальных человеческих ценностей, созданных и поддерживаемых с СССР не осталось ничего.
Вывод ужасный, но, к сожалению, абсолютно реалистичный...
Кстати, вы заметили, какое огромное количество кретинов, сволочей и шизоидов вылезло в российскую культурку (назвать это "культурой" - уже язык не поворачивается) за последние десятилетия?
Огромное количество мудаков скачет по сценам больших и малых театров, снимает и снимается в "шедевральных" фильмах, полных шизы, лжи, сарказма, чернухи и просто откровенного издевательства над нынешней Россией и её историей, пишет "бестселлеры", первые же строчки которых у нормального человека вызывают тошноту... Про живопись, монументалку и прочее - и говорить нечего: там всё ещё "веселее". Самое страшное, что всё это проникло и в детский сегмент: литературу, музыку, кино, игры - "произведения" отупляющие, корёжащие сознание, а порой и откровенно шизоидные. Складывается впечатление, что всё делается по принципу "раз детское - значит сойдёт вообще любое говно".
Нормальное здоровое общество быстро вычистило бы всю эту "нечисть". Однако, все "таланты" продолжают (очень хочется сказать "безнаказанно") снимать, писать, рисовать... А это - страшный показатель. Общество уже не может (да и не хочет) лечить себя от этой заразы...
Вот, кстати речь академика В.И. Арнольда на парламентских слушаниях в Государственной думе 6.12.2002г:
Что же мы имеем на конец мая 2022 года?
Как вытравить всех вшэй, фактически подмявших под себя половину этой системы, как избавиться от популизаторов науки и коучеров-недоучек, забивших все соцсети, как вывести всех липовых академиков, прочно засевших в уютных кабинетах, как разогнать всю бюрократическую сволочь, которой обвешена вся образовательная система - от детских садов до вузов? А главное - как "исправить" несколько поколений, искалеченных этой системой? Как?!
А вот уже и вполне предсказуемые результаты (2022 год):
А вот и продолжение развития данной программы, правда, пока в США: "Сертификаты вместо дипломов: в США грядет деградация образования"
Дополнение
Для облегчения сравнения диверсионной программы Сандакова с реальными фактами приведу еще небольшой список показательных новостей образования за последнее годы (читайте, сравнивайте и оценивайте вероятность "случайного" совпадения):
Всероссийская конференция «Цифровое образование: прогресс или деградация?»
Медведев распорядился уволить 140 тысяч преподавателей ВУЗов
В Беларуси профессора зарабатывают в 100 раз меньше футболистов
Министр образования Беларуси: бумажной работы в школе «может быть и гораздо больше»
В Беларуси на одного студента расходуется в 7 раз меньше средств, чем в Евросоюзе
7 баллов по ЦТ можно набрать, не читая заданий
Белорусскую АЭС будут обслуживать специалисты, имеющие при поступлении 189 баллов из 400
Жириновский требует звания академика за открытие главного принципа управления образованием в 21 веке
Министр образования Беларуси: учителя довольны свой зарплатой в 3 миллиона рублей
Совсем свежее: "Я учитель, и мне больно":
https://www.youtube.com/watch?v=MfVhCm432Og&t=1600s
Поделиться: