Почему советское образование было лучше, чем современное российское

Почему советское образование было лучше, чем современное российское

Есть распространенное (и небезосновательно) мнение, что советское образование было лучшим в мире. Что, если сравнить советское образование не с образованием в других странах, а хотя бы с современным российским хотя бы по нескольким параметрам?

Учитель в СССР – уважаемая профессия

В СССР профессия учителя была очень уважаемой и престижной. Учителя имели высшее педагогическое образование, то есть знали не только свой предмет, но и педагогику с психологией. Учителя получали достойную зарплату. Мнение учителя и его авторитет были обоснованно высокими. Педагогические вузы были сильными, в каждом из них были традиции лучших советских педагогов. Так как место работы определяли централизованно, то и деревенская школа, и городская могли получить самых талантливых педагогов. Задача учителя была не просто дать знания, не только научить чему-то, но и воспитать у учащихся лучшие человеческие качества. В СССР школа вполне обоснованно считалась продолжением семьи в плане подготовки и воспитания подрастающего поколения.

Сейчас профессия учителя совсем непрестижная, если только это не преподаватель в частной школе или московском лицее/гимназии. Зарплата не радует: учителям приходится брать огромные нагрузки, из-за которых даже ухудшается здоровье, нет времени на качественную подготовку к урокам, творчество. Педагогические вузы сейчас – вузы с самыми низкими проходными баллами, многие выпускники поступают в них только потому, что набрали плохие баллы на ЕГЭ — лишь бы куда-то поступить и откосить от армии. Лучшие педагоги не едут работать в отдаленные села. Ни о каком воспитании учащихся со стороны учителя вообще нет речи. Авторитет учителя настолько низок, насколько это возможно: в любых вопросах ученик с помощью родителей может доказать, что он прав, что полностью обессмысливает весь процесс обучения.

Полноценное усвоение знаний — главное

Советская школьная программа содержала необходимый (для каких-то предметов — минимальный), но полностью структурированный, последовательный и понимаемый объем знаний и навыков. Все эти знания (в том числе и по различным предметам) были уложены в стройную связную структуру, что позволяло максимально эффективно использовать межпредметные связи. В результате в СССР было много специалистов, которые разбирались не только в своей предметной области, но и могли самостоятельно привлечь знания из других областей. Советские школьники получали разнообразные знания, но они успевали их усваивать: на прохождение одной темы отводилось минимум 3 урока. В результате — у людей старшего поколения многое из школьной программы осталось в памяти, даже несмотря на то, что эти знания давно не использовались и может быть использовано практически в любой момент.

Нынешняя школьная программа сильна раздута за счет большого количества бессмысленно мелочной, зачастую совершенно ненужной, а порой и абсолютно бессмысленной наукообразной информации, которая никак не улучшает понимание предмета и ничего не дает учащимся. Информация часто излагается бессистемно, без связи с предыдущими темами. Как следствие, в современных школах новые темы (порой — абсолютно новые) проходятся «бегом» — за один урок, и дети просто не имеют возможности качественно воспринять, осмыслить и запомнить новый материал. Поэтому после окончания школы все «знания» просто «вылетают из головы».

Все учебные материалы — доступны всем

В СССР в каждой школе, даже в деревенской, с пятью учениками в классе, были полностью оборудованные кабинеты биологии, химии, физики, труда. Все нужные приборы были в нужном количестве, для опытов по химии – были необходимые реактивы. В кабинетах труда стояли полноценные новые заводские станки. Учебники всем учащимся выдавались бесплатно.

Сейчас в некоторых школах до сих пор необходимо покупать учебники. Что касается оборудования, в школах небольших городов и сел — его практически нет. Если и есть, то оставшееся с советских времен, то, что дожило до сегодняшних дней. Реактивы для уроков химии зачастую покупаются учителями химии на собственные деньги.

Отсутствие «решебников»

В советское время целенаправленно не издавалось никаких материалов с подсказками, «решебников» и т.п. Всё дело в человеческой лени: если есть возможность списать, не напрягаясь, — любой человек будет списывать. Именно поэтому со списыванием и подсказками боролись очень строго. Человек должен учиться думать самостоятельно. Конечно, в СССР тоже списывали, но сделать это было намного труднее, чем сейчас.

Сейчас в интернете полно сайтов, на которых выкладываются готовые решения к любому существующему учебнику. Многие школьники просто списывают все оттуда, даже на самостоятельных работах в классах. Естественно, нельзя запретить, например, интернет. Но, к примеру, в Америке за списывание ввели очень строгие наказания вплоть до исключения из школы. А в России в борьбе со списыванием не заинтересованы сами учителя: чем больше правильных ответов (не важно, какой ценой) — тем им лучше.

Все предметы — одинаково важны

В советской школе не было разделения предметов на «важные» и «неважные», все предметы были важны в равной степени: и труд, и рисование, и математика. И это позволяло учащимся развиваться во всех направлениях. Ответственность их была выше. Отношение к учебе было целостным.

В современной школе существует негласное правило, что, к примеру, литература и ИЗО – это «неважные» предметы, а математика и физика – «важные». Поэтому, если кто-то не успевает по физике, ему позволяют пойти и переписать работу на каком-нибудь «неважном» уроке типа труда. Кроме того, важность предметов может определяться самими учащимися — в индивидуальных программах: в результате 50% учебного материала просто игнорируется.

Вот такое невесёлое сравнение получается… И что интересно, это далеко не все параметры для сравнения.

Поделиться: 

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать rubasic.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Понятно