Любое "правильное" обучение состоит из двух (если не больше) взаимодополняющих частей: структурированной (рутинной, упорядоченной - "классической"), где учащийся движется по автобану знаний, проложенному другими, и неструктурированной (свободной, творческой), где он может гулять в лугах творчества, плавать в океанах информации и блуждать в джунглях творческого и научного поиска.
Классическое образование
В процессе классического, структурированного обучения (например, такого, как в обычной школе) существуют учебники, упражнения, учителя, способные вами руководить, направлять и, соответственно, есть проторённая дорога, ведущая от одного уровня знания к другому. Самое трудное в таком обучении – ежедневно заниматься довольно монотонной работой, составляющей основу обучения. Однако, такая работа формирует привычку к любому повседневному труду и к его правильному восприятию: от мытья посуды до разработки авиадвигателей, - что совсем не плохо.
Творческое образование
Но для полноценного образования этого мало. Ведь в жизни зачастую отсутствуют все те опорные элементы, на которых строится процесс структурированного обучения. Для этого (и не только для этого) необходим тот элемент, которым многие зачастую пренебрегают в академическом образовании (порой даже не подозревая о его существовании): свободное, неструктурированное обучение.
Это тот процесс, когда учащийся в своих изысканиях ни на что привычное (почти) не опирается, но зато и ничем не ограничен. Даже конечная цель, к которой он стремится, может быть расплывчатой и недоопределённой. Но зато это свобода, самостоятельность, инициатива, ответственность - именно то, что являет собой основу личности хорошего специалиста.
Для неструктурированного обучения нужны свободные, интуитивные блуждания. Необходимо все время самостоятельно пробовать различные пути и направления в поисках решения, пользуясь методом проб и ошибок, изучать то новое, на что натыкаешься, спотыкаться, ошибаться, уходить в дебри, возвращаться, и делать свои гениальные открытия.
1. Не бойтесь
При этом не нужно стараться "не выглядеть глупо". Не бойтесь совершать ошибки! Не бойтесь спрашивать "глупости"! Да, стараться скрывать собственное невежество – это привычка человека, обусловленная социализацией. Но она только мешает обучению, творчеству, поиску.
Помните: не бывает абсолютно умных людей, как не бывает и абсолютного знания. Если вы видите, что какой-то преподаватель или эксперт держится так, чтобы создавалось впечатление его безусловной авторитетности и непререкаемости - уходите от него! Этот человек немногому вас научит. Хотя бы потому, что главная его задача - не ваше образование, а поддержание собственного "безупречного" имиджа, на самом деле это признак его ограниченности и страха. Помните, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. И особенно велика вероятность ошибок, когда деятельность связана с поиском и творчеством. А уж в процессе обучения ошибка (как со стороны учащегося, так и со стороны преподавателя) - один из важнейших элементов правильного пути.
2. Спрашивайте
И не бойтесь спрашивать. Задавайте любые вопросы, которые вам непонятны: простые, очевидные, "глупые". Задавайте их снова и снова, пока к вам не придет понимание сути вопроса. И пусть вас не смущает ни мнение окружающих, ни "занятость" преподавателя. За знания необходимо бороться, как и за всё остальное - только этот путь ведёт к наилучшим результатам. И пусть вам кажется, что вы "выглядите глупо" или нарушаете какие-то общественные нормы - не стоит придумывать самим себе преград, особенно, когда их на самом деле не существует. И помните, что на самом деле, чаще всего вы оказываетесь далеко не единственным человеком, который чего-то не понимает, следовательно, ваша смелость и целеустремленность в поиске ответов помогают ещё и окружающим.
3. Повторяйте
Любой воспринятый и понятый вами материал нуждается в закреплении. Его нужно повторять устно и письменно - для простого механического запоминания, применять и проверять на примерах и экспериментах, обсуждать с другими учащимися, подвергать сомнениям и анализу и при возможности - пытаться объяснить то, что вы поняли, кому-то постороннему, или даже попытаться научить его тому, что вы узнали. Этим вы достигните еще большего понимания и запоминания.
4. Запоминайте
В любом случае записывайте и старайтесь запомнить всё, что можно, даже когда кажется, что это не нужно. Пройдет совсем немного времени и ваш взгляд на эту "ненужность" изменится. Старайтесь так воспринимать, повторять и запоминать для себя новую полученную информацию, чтобы вы чувствовали, что знаете это всю жизнь.
5. Погружайтесь
Также, очень хорошим (правда, крайне редко выполнимым) дополнением к любому образовательному процессу является полное погружение в процесс изучения одного отдельного предмета, области, направления или вопроса. Если вам удастся отбросить всё остальное и заниматься только тем, что нужно для изучения, результат будет гораздо лучше, и эффективность образования возрастёт многократно.
6. Будьте честными
И ещё. Это - очень важно! Старайтесь быть максимально честными перед самими собой. Честно оценивайте как ваши знания, так и ваши незнания, какими бы они не были и как бы это не "выглядело". Чем честнее и точнее вы будете каждый раз оценивать ситуацию, тем проще вам будет учиться и тем эффективнее будет ваше обучение. Если вам кажется, что вы знаете какой-то вопрос, но полной уверенности у вас всё-таки нет, лучше считать, что вы знаете этот вопрос плохо, и его стоит дополнительно проработать.
7. Не ленитесь
Лениться нельзя ни в чём, это общеизвестно. Точно так же как лень губительна для любого дела, она губительна и для образования. После того как вы смогли честно осознать, как обстоят ваши дела, стоит приложить максимум усилий для достижения наилучших результатов. Стоит помнить, что в образовании важны постепенность и регулярность. Никакие кавалерийские наскоки раз в месяц не позволят вам изучить что-либо в достаточной степени, даже если вы каждый раз будете тратить на обучение круглые сутки. Поэтому не ленитесь ежедневно выполнять пусть небольшой, но необходимый объём учебной работы, постепенно переходя от простых вопросов к более сложным.
8. Не теряйте времени
Учиться не поздно никогда. Но... Чем раньше вы начнёте обучение, тем выше будет его эффективность. Не стоит откладывать обучение тогда, когда знания и опыт вам необходимы: сами они не придут, а потерянное время - это ваше время, которое вы потратили на что-то другое, менее важное. Никогда не откладывайте ни момент начала обучения, ни начало занятия, и вообще ничего, что нужно вам для образования. Есть время изучить нужную статью - изучайте.
9. Не спешите
Как я уже говорил, "кавалерийские" наскоки вам ничего не дадут. Немного даст и спешка в процессе обучения. Всякий изученный материал должен быть воспринят и "переварен" вами, а для этого нужны паузы - как для отдыха, так и для осмысления изученного материала. Важно только следить, чтобы паузы не превращались в самоцель и не занимали большую часть времени.
И ещё кое-что. Эффективность образования зависит от вашего настроения и физического состояния. Если вы устали, не выспались, больны, расстроены, взвинчены и т.п., - ни о каких серьёзных результатах в обучении и речи быть не может. Образование - это путь в новый, интересный мир, и пусть этот путь будет для вас счастливым.
Счастливого пути!
Поделиться:
Пишите нам в комментариях, какие элементарные или кажущиеся таковыми, вопросы из различных областей человеческих знаний вам хотелось бы разобрать: