Учащимся об обучении

Учащимся об обучении

Любое «правильное» обучение состоит из двух (если не больше) взаимодополняющих частей: структурированной (рутинной, упорядоченной — «классической»), где учащийся движется по автобану знаний, проложенному другими, и неструктурированной (свободной, творческой), где он может гулять в лугах творчества, плавать в океанах информации и блуждать в джунглях творческого и научного поиска.

Классическое образование

В процессе классического, структурированного обучения (например, такого, как в обычной школе) существуют учебники, упражнения, учителя, способные вами руководить, направлять и, соответственно, есть проторённая дорога, ведущая от одного уровня знания к другому. Самое трудное в таком обучении – ежедневно заниматься довольно монотонной работой, составляющей основу обучения. Однако, такая работа формирует привычку к любому повседневному труду и к его правильному восприятию: от мытья посуды до разработки авиадвигателей, — что совсем не плохо.

Творческое образование

Но для полноценного образования этого мало. Ведь в жизни зачастую отсутствуют все те опорные элементы, на которых строится процесс структурированного обучения. Для этого (и не только для этого) необходим тот элемент, которым многие зачастую пренебрегают в академическом образовании (порой даже не подозревая о его существовании): свободное, неструктурированное обучение.

Это тот процесс, когда учащийся в своих изысканиях ни на что привычное (почти) не опирается, но зато и ничем не ограничен. Даже конечная цель, к которой он стремится, может быть расплывчатой и недоопределённой. Но зато это свобода, самостоятельность, инициатива, ответственность — именно то, что являет собой основу личности хорошего специалиста.

Для неструктурированного обучения нужны свободные, интуитивные блуждания. Необходимо все время самостоятельно пробовать различные пути и направления в поисках решения, пользуясь методом проб и ошибок, изучать то новое, на что натыкаешься, спотыкаться, ошибаться, уходить в дебри, возвращаться, и делать свои гениальные открытия.

1. Не бойтесь

При этом не нужно стараться «не выглядеть глупо». Не бойтесь совершать ошибки! Не бойтесь спрашивать «глупости»! Да, стараться скрывать собственное невежество – это привычка человека, обусловленная социализацией. Но она только мешает обучению, творчеству, поиску.

Помните: не бывает абсолютно умных людей, как не бывает и абсолютного знания. Если вы видите, что какой-то преподаватель или эксперт держится так, чтобы создавалось впечатление его безусловной авторитетности и непререкаемости — уходите от него! Этот человек немногому вас научит. Хотя бы потому, что главная его задача — не ваше образование, а поддержание собственного «безупречного» имиджа, на самом деле это признак его ограниченности и страха. Помните, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. И особенно велика вероятность ошибок, когда деятельность связана с поиском и творчеством. А уж в процессе обучения ошибка (как со стороны учащегося, так и со стороны преподавателя) — один из важнейших элементов правильного пути.

2. Спрашивайте

И не бойтесь спрашивать. Задавайте любые вопросы, которые вам непонятны: простые, очевидные, «глупые». Задавайте их снова и снова, пока к вам не придет понимание сути вопроса. И пусть вас не смущает ни мнение окружающих, ни «занятость» преподавателя. За знания необходимо бороться, как и за всё остальное — только этот путь ведёт к наилучшим результатам. И пусть вам кажется, что вы «выглядите глупо» или нарушаете какие-то общественные нормы — не стоит придумывать самим себе преград, особенно, когда их на самом деле не существует. И помните, что на самом деле, чаще всего вы оказываетесь далеко не единственным человеком, который чего-то не понимает, следовательно, ваша смелость и целеустремленность в поиске ответов помогают ещё и окружающим.

3. Повторяйте

Любой воспринятый и понятый вами материал нуждается в закреплении. Его нужно повторять устно и письменно — для простого механического запоминания, применять и проверять на примерах и экспериментах, обсуждать с другими учащимися, подвергать сомнениям и анализу и при возможности — пытаться объяснить то, что вы поняли, кому-то постороннему, или даже попытаться научить его тому, что вы узнали. Этим вы достигните еще большего понимания и запоминания.

4. Запоминайте

В любом случае записывайте и старайтесь запомнить всё, что можно, даже когда кажется, что это не нужно. Пройдет совсем немного времени и ваш взгляд на эту «ненужность» изменится. Старайтесь так воспринимать, повторять и запоминать для себя новую полученную информацию, чтобы вы чувствовали, что знаете это всю жизнь.

5. Погружайтесь

Также, очень хорошим (правда, крайне редко выполнимым) дополнением к любому образовательному процессу является полное погружение в процесс изучения одного отдельного предмета, области, направления или вопроса. Если вам удастся отбросить всё остальное и заниматься только тем, что нужно для изучения, результат будет гораздо лучше, и эффективность образования возрастёт многократно.

6. Будьте честными

И ещё. Это — очень важно! Старайтесь быть максимально честными перед самими собой. Честно оценивайте как ваши знания, так и ваши незнания, какими бы они не были и как бы это не «выглядело». Чем честнее и точнее вы будете каждый раз оценивать ситуацию, тем проще вам будет учиться и тем эффективнее будет ваше обучение. Если вам кажется, что вы знаете какой-то вопрос, но полной уверенности у вас всё-таки нет, лучше считать, что вы знаете этот вопрос плохо, и его стоит дополнительно проработать.

7. Не ленитесь

Лениться нельзя ни в чём, это общеизвестно. Точно так же как лень губительна для любого дела, она губительна и для образования. После того как вы смогли честно осознать, как обстоят ваши дела, стоит приложить максимум усилий для достижения наилучших результатов. Стоит помнить, что в образовании важны постепенность и регулярность. Никакие кавалерийские наскоки раз в месяц не позволят вам изучить что-либо в достаточной степени, даже если вы каждый раз будете тратить на обучение круглые сутки. Поэтому не ленитесь ежедневно выполнять пусть небольшой, но необходимый объём учебной работы, постепенно переходя от простых вопросов к более сложным.

8. Не теряйте времени

Учиться не поздно никогда. Но… Чем раньше вы начнёте обучение, тем выше будет его эффективность. Не стоит откладывать обучение тогда, когда знания и опыт вам необходимы: сами они не придут, а потерянное время — это ваше время, которое вы потратили на что-то другое, менее важное. Никогда не откладывайте ни момент начала обучения, ни начало занятия, и вообще ничего, что нужно вам для образования. Есть время изучить нужную статью — изучайте.

9. Не спешите

Как я уже говорил, «кавалерийские» наскоки вам ничего не дадут. Немного даст и спешка в процессе обучения. Всякий изученный материал должен быть воспринят и «переварен» вами, а для этого нужны паузы — как для отдыха, так и для осмысления изученного материала. Важно только следить, чтобы паузы не превращались в самоцель и не занимали большую часть времени.

И ещё кое-что. Эффективность образования зависит от вашего настроения и физического состояния. Если вы устали, не выспались, больны, расстроены, взвинчены и т.п., — ни о каких серьёзных результатах в обучении и речи быть не может. Образование — это путь в новый, интересный мир, и пусть этот путь будет для вас счастливым.

Счастливого пути!

Поделиться: 

Пишите нам в комментариях, какие элементарные или кажущиеся таковыми, вопросы из различных областей человеческих знаний вам хотелось бы разобрать:

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать rubasic.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Понятно