Настоящая запоминалка для падежей

Настоящая запоминалка для падежей

Так сложилось, что это – первое занятие курса Элементарщина. И посвящено оно запоминанию падежей русского языка.

Все школьники на уроках русского языка учат падежи.
Что такое падеж?
Падеж – это форма существительного, прилагательного, местоимения и т.п. отличающаяся вопросом, на который она отвечает. Падеж является одним из средств обозначения синтаксической зависимости слова от других слов в предложении. Падеж не изменяет слова и выражается изменением его окончания.

Фактически с помощью падежей мы можем связывать слова по смыслу в словосочетаниях и далее – в предложениях. Например, в русском языке можно “доить корову”, но нельзя “доить корова” – слова в этом словосочетании окажутся не связанными по смыслу без использования падежа. “Доить” можно “кого?”, но нельзя доить “кто?”.

Для того чтобы правильно использовать и определять падежи их надо выучить. Современная русская грамматическая традиция выделяет шесть основных падежей:

  • Именительный
  • Родительный
  • Дательный
  • Винительный
  • Творительный
  • Предложный
И немного истории

В старину в русском языке использовалось 15 падежей. Из них сохранились только современные 6, которые изучают в школе. Вот те старорусские падежи, от которых остались лишь современные тени:

📝 Звательный падеж
От этого падежа остались слова:
Боже, отче, друже, братие, владыко, княже, старче,
а также архаичное склонение имён :
Амвросие, Пантелеймоне.
Но полностью этот падеж не исчез. Сегодня к нему относятся имена со звательной интонацией:
мам, пап, дядь, Вань, Ань, Федь, а ещё «эй, ребят».

📝 Местный падеж
В лесу (не в лесе), на шкафу (не на шкафе), при полку, НА Святой Руси, НА Украине, на белом свете.
Мы говорим о носе, но выходные у нас на носу. Думаем о годе, но день рождения только раз в году. Гулять в лесе нельзя, но можно в лесу.

📝 Количественно-отделительный падеж
Выпить кефиру или чаю, съесть чесноку, задать жару, прибавить ходу, отлить бензину.
Также: огоньку не найдется? А вот «задать жара» режет слух – правильно: задать жару.

📝 Счётный падеж
Десять грамм, сто килобайт, пятнадцать минут.
Примечательно, что с цифрами от двух до четырёх используется не счётный падеж, а остатки двойственного числа.
Отдельная группа – существительные, образованные от прилагательных.
Нет (кого? чего?) мастерской, но две мастерских. Использование множественного числа тут не оправдывается тем, что мастерских две, ведь когда у нас два стула, мы говорим «два стула», а не «два стульев», а множественное число мы используем лишь начиная с пяти.

📝 Отложительный падеж
Определяет исходную точку передвижения:
из лесу, из дому.
Существительное становится безударным:
Я из лесу вышел, был сильный мороз. Ты тут без году неделя.

📝 Лишительный падеж
с глаголами отрицания:
не знаем правды
не имеете права («не имеете право» скажет лишь иностранец, и выдаст себя)
не пью ни капли вина
ни шагу назад
ни пяди земли
они не познают истины
не видеть толку.

📝 Ждательный падеж
Ждать письма, ждать у моря погоды (не погоду).
Есть разница между «ждать письма» и «ждать маму». Мы ждём доставки письма – письмо играет пассивную роль. Но когда ждём маму, то знаем, что она идёт сама.

📝 Превратительный падеж
пошёл в летчики,
не берут в жёны,
годится в сыновья.

6 перечисленных выше – это основные падежи современного русского языка, и это – все падежи, которые нужно знать в пределах школьного курса. При этом названия их – не очень важны, а уж порядок следования названий – не важен совсем.

Нелирическое отступление

На самом деле, лингвисты считают, что падежей гораздо больше, но в школе учат именно эти шесть, потому что важны именно они. Если вы загляните в какой-нибудь справочник или Википедию – вы утонете в названиях, типах и вариантах существующих у учёных падежей.

В школьном курсе падежи обычно даются в указанном выше порядке. Но этот порядок – нигде не определен однозначно. Единственное, почему первым стоит именно именительный падеж, потому что это –  начальная форма имени существительного. И всё! Когда и почему падежи были кем-то поставлены в таком порядке – неизвестно. Да это, честно говоря, и не важно, потому что сути вопроса никак не отражает.

Чтобы правильно пользоваться падежами и правильно определять их, необходимо в первую очередь знать их падежные вопросы, затем полезно знать их названия – и только. Порядок названий падежей – совершенно не важен! То есть, знать названия падежей – нужно, знать вспомогательные слова, вопросы и формы – необходимо, а вот знание порядка названий падежей – может действительно понадобиться разве что учителю-психопату.

Однако, углубившись в данный вопрос, мы столкнулись с удивительным явлением: все “запоминалки” для падежей русского языка предназначены исключительно только для того, чтобы запомнить порядок названий падежей, да и то – по первым буквам. А теперь вопрос: какая практическая польза от такого “знания”? Правильно – никакой! В этом, заданном кем-то порядке падежей – нет никакого смысла! Зачем тогда заучивать этот порядок, если практически это совершенно бессмысленно?! Ответа на этот вопрос мы так и не нашли…

Следовательно, можно смело утверждать, что толку от запоминалок типа:

“Иван родил дитёнка
Велел тащить пеленку”

и прочих им подобных – нет вообще никакого: названия падежей тут толком не указаны (ведь никакого “тащительного”, “пелёночного” или “дитёночного” падежей – не существует 🙂 ), всё, что можно запомнить из этого или подобных стишков – порядок первых букв названий падежей. То есть попытаться как-то заучить порядок названий. Но кому и зачем он нужен?!

Это всё равно, что в математике учить не саму таблицу умножения (сомножители и результирующие произведения), а, например, порядок первых множителей в каждом столбце таблицы: “в первом столбце – умножение на 1, во втором – на 2, …”, при этом обязательно сохраняя порядок самих столбцов: 1, 2, 3, 4, … Вы когда-нибудь пользовались такими “знаниями” о таблице умножения? Нет. И никто не пользовался. Потому что это – абсолютно бессмысленная информация. Это почти то же самое, что знание о том, что в книжном магазине продаётся учебник с таблицей умножения – в то время как вы находитесь в классе и вам нужно решить пример на умножение. Вас выручит только знание самой таблицы – сомножителей и произведений. Для решения арифметических примеров важно знать всю таблицу умножения в разбивку, а не то, сколько в ней столбцов. При решении примеров на умножение или деление вас нисколько не интересует, из какого столбца было взято то или иное произведение – вас само произведение интересует!

Вот и с падежами – точно такая же самая ситуация: никому не нужен порядок их названий. Это просто бессмысленно и никогда нигде (кроме учебника) не используется. Главное в знании падежей – не порядок названий, и даже не сами названия, а связь каждого из названий с соответствующей формой существительного, с падежными вопросами и вспомогательными словами.

Хотя, если кому-то вдруг очень важны именно названия падежей в “строгом” порядке (например, для того, чтобы получить “5” на уроке), мы придумали простенький стишок (кстати, чего-то подобного – мы тоже нигде не нашли):

Имя Родители Дали
Вину Творить Предлагали

Здесь каждое слово на своём месте – в соответствии с общепринятым порядком названий падежей, и однозначно напоминает о самом названии падежа – ошибиться невозможно.

Однако, следует заметить, что многие слова пишутся одинаково в различных падежах. Таким образом, просто видя перед собой одно единственное слово (без предложения или словосочетания, или без падежного вопроса), далеко не всегда удаётся однозначно определить его падеж. Поэтому при определении падежа крайне важно не только само слово, падеж которого надо определить, но и падежный вопрос, который ставится от другого слова.

Мы решили – по примеру советской радиопередачи “Радионяня” – попробовать исправить эту нелепую ситуацию, существующую многие годы: создать НАСТОЯЩУЮ запоминалку для падежей. Все действительно необходимые сведения о падежах мы уместили в небольшом стихотворении, в где в каждой строке встречаются имя девочки или мальчика и глагол. При этом:

  • Имя и глагол начинаются с первой буквы, соответствующей названию падежа. (Все названия падежей начинаются с разных букв, так что перепутать невозможно.)
  • Само имя девочки или мальчика – стоит в соответствующем падеже, и к нему можно легко поставить правильный падежный вопрос от стоящего рядом глагола.

Таким образом мы получили НАСТОЯЩУЮ “запоминалку”, единственное, что в ней “не так” – это порядок падежей. Но он, как мы уже говорили – практически совершенно бесполезен.

Итак, вот наша настоящая запоминалка падежей, которую стоит выучить (в скобках – пояснения, которые заучивать в принципе не нужно):

Вот Идёт Иван к мамаше,           (Именительный: “есть” кто? что? – Иван)
Видит Витю во дворе:                  (Винительный: “вижу” кого? что? – Витю)
Тот конфеты Дарит Даше,          (Дательный: “даю” кому? чему? – Даше)
И Поёт он о Петре.                         (Предложный: “пою” о ком? о чём? – о Петре)
Тоскует с Таней он в морозы,    (Творительный: “сделан” кем? чем? – Таней)
Что та не Различает Розы.         (Родительный: “нет” кого? чего? – Розы)

А вот – картинки для скачивания:

то же самое – на чёрном фоне:

Ну, а для тех, кто не знает именно названий падежей, а заодно и их “школьного” порядка – подойдет наш более простой и короткий стишок:

Имя Родители Дали
Вину Творить Предлагали

Тут сразу все названия падежей – не ошибёшься.


Поделиться:

Пишите нам в комментариях, какие элементарные или кажущиеся таковыми, вопросы из различных областей человеческих знаний вам хотелось бы разобрать:

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать rubasic.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Понятно