Описание учебного курса

Описание учебного курса

Главная задача учебного курса — дать учащимся базовые знания по общей практической информатике, алгоритмам и программированию так, чтобы в дальнейшем они могли расти и развиваться в этих направлениях сами.

Соответственно, одна из основных задач — научить основам программирования и алгоритмического мышления на примере языка RUbasic. При этом надо понимать, что изучать нужно не языки программирования, а само программирование: алгоритмы, формализацию и постановку задач и т.п., а записать в полученный  алгоритм виде программы в принципе можно на любом языке программирования, язык — это всего лишь инструмент и к моменту завершения курса учащиеся должны владеть несколькими языками программирования.

Однако, начинать, особенно для детей 6-8 лет, лучше даже не с RUbasic, а со Scratch. Scratch является простой игровой визуальной средой программирования объектов (моделирования их поведения), полностью переведённой на русский язык, позволяющей создавать простые игры, мультипликации и решать некоторые другие задачи по программированию на начальном уровне.

На самом первом этапе обучения важно научить детей пониманию, что такое программирование, дать им возможность понять, что в этом нет и не может быть никакой «магии»: просто есть объект, например, кружок или квадратик, и мы этим объектом можем управлять: узнавать и изменять его свойства (размер, цвет, форму…), заставлять его двигаться в соответствии с теми командами, которые мы ему дадим и т.п.

Затем, для повторения одинаковых команд мы начинаем использовать циклы. На следующем этапе мы вносим в алгоритм элементы анализа — пытаемся научить программу «думать» и «принимать решения» с помощью операторов условного перехода и условного цикла. Затем появляются многозадачность: параллельные потоки, события, передача сообщений — то есть, реализуется полноценная объектная модель. Главная задача на начальном этапе — формирование «интуитивного» алгоритмического мышления: восприятие задач с точки зрения последовательности действий для их решения.

На это все с использованием Scratch нужно около 2 лет. Меньше, как правило, не получается, потому что слишком велик объем задач и информации, которые нужно очень хорошо уложить в голове, но и не больше, иначе учебный процесс превратится просто в игру, и развитие обучающегося остановится.

В принципе, начинать обучение на Scratch можно в 6-7 лет, а затем переходить на RUbasic — в 8-9 лет. Сразу начинать писать программы на RUbasic конечно можно, но для детей это будет скучно и не слишком понятно. Однако, если дети (или не дети) начинают изучать программирование в возрасте 10-12 лет или позже, то можно сразу начинать обучение с RUbasic.

И еще один очень важный момент: если возможно включение в общий учебный курс курса робототехники — это замечательно. Это очень просто реализовать при использовании RUbasic с наборами Lego EV3, потому что поддержка контроллеров EV3 включена в стандартный набор библиотек RUbasic. Курс робототехники можно начинать не раньше чем через год-два после начала изучения RUbasic, и, желательно, не раньше 10-летнего возраста.

Продолжить обучение, особенно в плане адаптации к современным англоязычным языкам программирования лучше всего на MS Small Basic. MS Small Basic родственен языку RUbasic и переход происходит максимально комфортно и безболезненно. Главное — при переходе не теряется время на возврат назад — к основам нового языка: можно продолжать выполнять свои проекты, используя фактически англоязычный аналог языка RUbasic. При удержании заданных темпов роста такой переход возможен в 12-14 лет.

В дальнейшем (в 16-18 лет) создаются все условия для перехода учащихся к программированию на современных «рабочих» языках программирования C и C++. После изучения этих языков у учащегося появляется широкий выбор подобных языков программирования. Это такие языки как C#, Objective C, PHP, Java, JavaScript, ActionScript, D, Scala, Nemerle и многие другие. Программы на этих языках он сможет читать, понимать, модифицировать и создавать самостоятельно. Фактически на этом этапе учащийся сможет перейти на любой язык программирования, который будет наиболее подходящим для решения поставленной задачи. Хочется заметить, что к этому моменту учащийся уже превратится в полноценного инженера-программиста (но ни в коем случае ни в «кодера»), который в дальнейшем сможет расти и развиваться самостоятельно.

 

Поделиться: 

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать rubasic.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Понятно